Архитектурный ансамбль Мирожского монастыря
Мирожский
монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного
значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место,
отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким
кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель
формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.
Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:
СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ сер. XII века
Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут
попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный
замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками
в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие
стены храма, - всемирно известное достояние культуры.
Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов:
мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане
«выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми
частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного
креста.
Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество
в дальнейшем.
Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской
живописи.
Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в
1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина,
Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).
СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.)
Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный
трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.
В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными
карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками,
с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым
сводом.
Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в
византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.
КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII - XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII - XIX
вв.)
Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым
воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус,
образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.
НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.)
Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете,
вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.